+7 (913) 922-99-22

Наша группа Вконтакте Наша группа в Instagram

Помощь психолога

Отношения

Воспитание

Зачатие

Беременность

Роды

... Вернуться назад

Радуга родительства

Иногда читаю или слушаю, что говорят родители о детях и диву даюсь: насколько все разные! В одной и той же ситуации два родителя могут поступать кардинально по-разному. В силу своей профессии, я отлично понимаю насколько человек глубок и широк в своих проявлениях, чувствах, мыслях. Что все очень разные и у каждого есть своя причина поступать так, как он поступает со своими детьми. И причина эта часто уважительная. Но всё же смею упростить человечество и разделить родителей на категории часто мне встречавшиеся. 
  • Итак, первые, самые ранние родители, так называемого, красного уровня. Ранние - это значит те, чья детская травма произошла до трёх лет, т.е. рано. У них плохо с границами, плохо с ответственностью, но, как правило, хорошо с постоянством и с заботой. Это родители, чей эмоциональный возраст не превышает 10 лет. А чаще и 3-5 лет. Это те самые родители, которых надо уговаривать не бить детей, они не садюги вообще, они просто считают это методом «раз и навсегда» (хотя, на практике это не так, с годами нужно бить только сильнее ,чтобы был эффект). Эти родители реально хотят аргументов почему этого нельзя делать. Они дискутируют на тему открытого насилия (т.е профилактических взбучек) в воспитании и им не стыдно. Не путать с теми, кто шлёпнет иногда, срываясь, поддаёт, но доказывать, что это супер метод никогда не будет. Стыдится.

    Родители на красном уровне считают, что им все должны - страна, правительство, отдел пособий, садики, школы - все. Они только потребители. Причём часто неблагодарные. У них есть ощущение, что им все должны просто потому, что так устроен мир. Родители красного уровня первым делом других подозревают в выколачивании денег. Например, часто считают, что психология - это лженаука и основная задача психологов - выколачивание денег из наивных граждан.

    Родители красного уровня очень строго следят за учебой, когда школьное образование прилично обесценилось и есть множество альтернатив, они стоят на своём. В стиле «четыре клеточки или ты что тупой?!» и «станешь дворником». Они либо откровенно считают, что если ребёнок плохо учится в средней школе, он - дебил. Либо им вообще наплевать, потому, что и так все козлы и «всю страну разворовали». Такие родители готовы половину школьной жизни сидеть рядом, нудеть, долбить одно и то же, унижать, заставлять и пр. Меня долбили, и я буду. Они иначе не понимают! Точка. Мысль о том, что ребёнок - личность и его нужно уважать, им кажется бредом, придуманным психологами. Эти родители говорят фразы:

    -молоко на губах не обсохло
    -поучи ещё меня!
    -твое только то, что под ногтями
    и прочие уничижающие фразы личность ребёнка.

    Что с ними? Почему они такие? Им не дали вырасти в силу дефицита любви/внимания/ресурса их родители. Таких родителей большинство. Как правило, они либо очень травмированы сами, либо низко образованы.Чаще и то, и другое. Они любят своих детей, очень, но за людей их не считают, «маленькие ещё!». 
  • Следующий оранжевый уровень родителей - это родители, чей эмоциональный возраст дошёл до подростковости. Это 11-17 лет. Родители эмоциональные подростки. Как они выглядят? Они креативны, современны, часто идут против правил, новаторы. Домашнее образование, частные школы, вообще свободное познание без всякой школы. В общем, идея свободы - ключевая.Часто свобода в их понимании - это перевернутые правила с ног на голову. Их минус - отсутствие ответственности, они не дотягивают, уже понимают, что вроде бы надо и что это такое (в отличие от первых), но нести до конца эту ответственность, как осознавание последствий, они ещё не готовы. Поэтому часто сами проваливаются в детскую позицию, но очень стараются. У них много в отношениях с детьми купли-продажи. Это когда отношения «дашь на дашь». Ты мне пятерки, я тебе новый велик. Эта категория родителей больше всего любит всякие новые методики. Начиная от «как приучить к самостоятельному сну в 6-9 мес», заканчивая «как вырастить гения». Они придумывают себе различные правила в воспитании и очень стараются им следовать. Довольно бездумно. Например, платить за пятерки или домашнюю уборку, штрафовать за промахи. Родители оранжевого уровня не делают из любви, но в целом любят, конечно. Они делают ради результата. Я с тобой английский делаю или плачу за репетитора, а ты мне пятерки.

    Родители, застрявшие в подростковом уровне часто говорят:

    -да мы сами ещё дети
    -мы с дочкой подружки -пусть пьют лучше дома
    -пусть все попробует при нас.

    Словом, молодятся, используют много сленга, иногда в смеси с матом, одеваются часто по-молодежному. Этакие «клевые предки». Почему застряли эти взрослые в подростковости? У них куча причин. Например, очень жесткие и авторитарные собственные родители. Чтобы не стать такими же как они, они тормознули надолго в юности. 
  • Третья зеленая категория родителей - это уже более менее взрослые, их эмоциональный возраст вышел из подросткового, как минимум, 20+. И выше тут уж кто до куда дорос. Они очень любят детей и уважают в ребёнке личность легко и любя. Даже когда ребёнок перешёл все границы они с возмущением говорят: «Ну не бить же его?!». Это значит, что для них даже в самые отчаянные моменты это не приемлемо. Они придумывают правила, смотря на детей, учитывают их бесконечно, подстраивают под них. Конечно, они устают и иногда срываются, но всегда понимают, что дети это: 
-их ответственность за детей целиком и они не пытаются ее вернуть детям 
-они много читают (образовываются в плане воспитания), но берут на вооружение только то, что им откликается 
-они помнят себя детьми и могут себе легко представить чувства ребёнка 
-они живут своей жизнью и детям дают жить своей. 

Они часто говорят: 
-давай попробуем ещё 
-я с тобой и всегда тебя поддержу 
-ты ни в чем не виноват. 

 Любят родители любой категории. Плюсы и минусы имеют тоже все. С раннего уровня, красного можно всегда доросли до зеленого. Это не просто, но главное захотеть!  
 

Анастасия Габец

... Вернуться назад