Помощь психолога
Отношения
Воспитание
Зачатие
Беременность
Роды
Будни современного психолога |
Перинатальным психологом себя назвать не могу, потому что, во-первых, официально им не являюсь, а во-вторых, не разделяю традиционных взглядов перинатальных психологов на беременность и роды. Верю, что ребенок в животике не просто успокаивается от голоса матери, а понимает и осознает все, что происходит вокруг него. Ещё больше верю в то, что новорождённый ребёнок чувствует многие вещи лучше некоторых взрослых - и юмор, и горе – все эмоции. Подозреваю также, что внутриутробно и становясь новорожденным они знают, понимают и чувствуют нечто большее, чем мы можем себе представить.
Моя работа заставляет меня много думать. И таким образом я существую, собственно. Дайте мне мысль, которую можно думать, и я буду счастлива.
Размышляя после каждой группы, анализирую, что можно было изменить к лучшему, чего не хватило и о чём пора уже иметь смелость начать говорить. Так в лекциях появляется глубина, искренность, откровенность. И мне очень важно, что она нужна не мне одной, что для многих пар это тоже важно.
Женщины ко мне приходят разные, сейчас много красивых, ухоженных и модных. Всё меньше мамашек в длинных платьях в стиле "баба на чайник". Но, в той же степени, стало больше тревожных женщин, от этого часто в начале курсов они колючие и кусачие. Говоришь им:
- Здравствуйте, проходите, садитесь, куда удобно.
А они мне:
-А нам никуда неудобно!
Что тут скажешь – никуда, так никуда, стоять ведь беременным долго тоже неудобно? Так и рассаживаемся помаленьку, начинаю говорить, знакомиться – колючки втягиваются, и группа начинает существовать как единое целое, общаться уже между собой и вместе расти.
А ещё бывает, придёт на бесплатное занятие 50 человек, понятно, что тут не до групповой динамики, услышали бы тебя все, и хорошо. Обязательно чей-то хитрый голосок из задних рядов начинает задавать каверзные вопросы. Мне понятно, что меня на вшивость проверяют такими вопросиками, и что 50 человек на меня смотрят - как же я буду выкручиваться. Держу оборону. Адреналин вырабатывается. Начинаю думать, что, может быть, мне надо было в гонках "Формула-1" участвовать, а не курсы для беременных вести.
В нашей школе принято устраивать что-то вроде выпускного вечера, отмечая последнее занятие. Последние два года, во время таких «прощальных» вечеров клиенты, большей частью папы, стали мне говорить приятные фразы типа:
- Спасибо большое, было очень интересно послушать настоящего профессионала.
Я сначала стеснялась, а потом спросила у одного из пап:
- А как Вы это видите? Что Вам говорит о том, что я профессиональна?
Он ответил:
- За курс длиной в два месяца ни один вопрос не поставил вас в тупик, на все вопросы вы отвечали сразу чётко и понятно.
В моей работе много интересного, и я не устаю радоваться тому, что каждый мой новый день не похож на предыдущий. Самое интересное в моей работе, что я отметила: бывает, скажут тебе гадость - а ты внимательно выслушаешь и присоединишься к человеку; дадут «плюху» - а ты посочувствуешь. Так вот - если ты в ответ не нахамишь (а такого со мной не случается) – то эти клиенты - те, кто кричит с задних рядов, кто каверзные вопросы задаёт с проверкой на вшивость, кто болтает откровенно вслух, когда я читаю лекцию - потом самые преданные, самые верные слушатели. Они искренне благодарят, они внимают каждому слову, советуются, поддерживают. В общем, эти злюки становятся потом самыми милыми мамочками на свете. Это я всё к чему? Да к тому, что у каждого человека есть уважительная причина быть злюкой. Она уважительная даже тогда, когда ты про неё не знаешь, и отношения к ней не имеешь.
Обожаю «пары», обычные беременные пары. В начале курсов это, как правило, одна женщина, она приходит и производит какое-то впечатление. Потом они приходят вместе с мужем, и это зачастую уже совсем другая картина. Для меня муж – зеркальное отражение всего того, что женщина обычно скрывает, даже от самой себя. Он показатель женской самооценки, женских слабостей, зрелости женщины или ее инфантилизма. Мне очень приятно наблюдать за парами. Люди в парах всегда очень любопытно общаются. Особенно приятно видеть динамику в положительную сторону. Пришли две "буки", одна беременная, другой «беременный на голову» своей работой. Сидят, напряжённо ждут, что я их сейчас начну грузить про страсти-мордасти родов, или про нюансы правильного питания. А я моноспектакль «Монологи вагины» цитировать начинаю, про секс вещать. Без особенных прелюдий, говорю про важное (на мой взгляд, естественно) в отношениях. Иногда такие вещи, от которых слушателям хочется залезть под стол. Но такой возможности нет, поэтому приходиться меня слушать, а потом, естественно, обсуждать услышанное. Часто оказывается, что обсудить ЭТО было актуально для всех пришедших пар, что мы чуть было не прошли мимо чего-то очень значимого.
Когда говорю, вижу, как лица у людей меняются, как некоторые краснеют, у кого-то глаза влажными становятся, кто-то напряжённо дерёт заусенцы. Даю паузы, возможность посмеяться - разрядиться. И вижу, как пары начинают ближе друг к другу придвигаться, тихонечко друг друга за руки возьмут, уже не смотрят в окно на перерыве, а обнимаются. Это для меня лучшая награда, когда я вижу, что у людей на мои слова, которые, кстати, всегда идут изнутри, есть живая реакция, живые чувства, и они положительные.
Мне часто говорят, особенно уже в самом конце курса, когда доверяют, привыкли и нет сопротивления – говорят, что меня невозможно не слушать, что лекция пролетает на одном дыхании. И я понимаю, что я стараюсь не зря. Что я живу своей "беременной" работой не напрасно. Тогда у меня вырастают крылья. Увеличивается внутренний ресурс улыбаться скептически настроенным клиентам, или даже злюкам.
Люблю работать с папами. Женщины, они, как правило, умницы. Пришли на занятия - уже хорошо. Их мужья силком не тащат. Они сами хотят что-то узнать. Они, в большинстве своём, открыты, искренни, ранимы... я их очень люблю. Женский положительный настрой заниматься своей беременностью воспринимаю больше как данность. Папы - совсем другое дело. Редкого папу НЕ ведут. Силком, уговорами, обманом, шантажом - не важно. Ведут и все – как ослика на веревке. Взрослые дядьки оглядываются по сторонам с глазами загнанного кролика, типа, допрыгался, не один ли он тут такой идиот среди беременных тёток. Видят других таких же – и немного успокаиваются. Следующий сильный шок у мужчин происходит от того, что у них спрашивают: зачем они, собственно, сюда пришли, за какой информацией? Они, бедненькие, вообще в шоке, спасибо, что пришли, а тут ещё и говорить что-то надо прилюдно? Ладно. Освоились. Послушали. Ага, что-то интересное говорят. Увидели, что я нормальная адекватная тётка. Прониклись. Где-то даже посмеялись. И расслабились... А потом (со второго занятия) их как подменили, мужья ходят легко и спокойно, чай пьют, болтают, делают массаж пояснице своей жене так, будто они всегда это делали, дышат вместе. Мне плакать хочется от умиления и нежности.
Мужчины раскрываются совсем иначе, чем женщины, более тяжело, с одной стороны, но и более глубоко, что ли. Смотрю на них и тащусь, какие они все замечательные. Не могу сказать при всей группе:
- Ну, мужики, вы даёте! Какие же вы все потрясающие, как же вы, оказывается, умеете любить и заботиться. Я вас всех обожаю! Берегите своих жён и детей.
Я так сказать не могу, потому что, во-первых, на работе, а не на свадьбе или крестинах. Во-вторых, не знаю, насколько женщинам будет комфортно слушать похвальбу собственным мужьям. В-третьих, стесняюсь. Поэтому говорю что-нибудь типа:
- Все молодцы, желаю вам всего хорошего, до свидания!
Они уходят, а мы с напарницей или администратором начинаем наперебой обсуждать кто насколько замечательный:
- О, Катька, а ты заметила, как Лена-то раскрылась, когда её Алексей заговорил? Вот, здорово, да?
- А у Ольги со Славой, какие нежные отношения - как он ей животик наглаживал, а в начале-то, как бука, сидел.
- Какие же они все милые, хоть бы все хорошо родили!...
И так далее...
Папу, главное, затащить на курсы, а там они все такие молодцы становятся.
В общем, я обожаю свою работу, люблю пузатиков, люблю слушать их одинаковые жалобы из года в год, и мне не скучно.
Люблю смотреть, как на релаксации после гимнастики засыпают 16 мамочек. И 16, а иногда и 17 (!) деток начинают крутиться в животиках.
Радуюсь, если удается помочь наладить контакт с малышом.
Радуюсь и люблю…