Помощь психолога
Отношения
Воспитание
Зачатие
Беременность
Роды
Хорошего понемножку |
Детство многих из нас пришлось на советское или перестроечное время. В те годы дети часто были лишены каких-то элементарных радостей. Сложно было достать нарядную одежду, мандарины были только под самый новый год, игрушки у всех одинаковые. Такого изобилия как сейчас не было.
И вот мы выросли и у нас появились собственные дети и, помня свои детские лишения, мы хотим, чтобы у наших ребятишек было иначе. Часто мамы на моих лекциях спрашивают: «Ну зачем детей в чем-то ограничивать, пусть едят, что хотят! Я могу купить много игрушек. Пусть он купается и гуляет вдоволь, ест пироги, конфеты… это же детство. Зачем ребёнку ограничения?!» Очевидно, что у каждой мамы за этим стоит своя личная история, которая чаще сводится к тому, что «у нас ничего не было, мы были лишены удовольствий, а детство прошло – чего же в этом хорошего» Безусловно, у ребенка должно быть ощущение, что детство – счастливая пора и всего должно быть вдоволь - и игрушек, и сладостей, и увлечений-развлечений.
Детство должно быть беззаботным. Но очень важно, чтобы ребенок знал некоторые правила, ограничивающие его удовольствия. Навык останавливаться приобретается в детстве. К примеру, поставили вы вазочку с вареньем, дали ложку и говорите: «Только немного, по чуть-чуть, можно две ложечки, а то зубки заболят» Ваша задача находиться рядом и поддерживать ребёнка: «Ой, как вкусно, мой малыш - молодец, покушал, но уже всё, будем убирать варенье. Сладкого можно в небольших количествах» или «Нельзя так много мультиков, только полчаса, - подсаживаетесь к концу мультика и поддерживаете - вот молодец, вот Лунтик как здорово сделал. Всё пока-пока, Лунтик, пора выключать, пойдём гулять/супик кушать/книжку читать и т.д.». Так мы помогаем ребёнку остановиться. Когда у ребенка нет внутреннего стоп-сигнала, что уже пора остановиться, мы его подвергаем очень серьёзному испытанию, которое всплывет в его взрослой жизни. У нас есть этот внутренний ограничитель опять же из нашего детства. Нас ограничивали, останавливали, традиционно говоря «уже хватит!», «а не слипнется?!» И у нас этот «стоп» есть, он проявляется в том, что мы можем сесть на диету, можем заставить себя рано встать, вставать по ночам к детям и не всегда это даётся нам какими-то колоссальными усилиями. Потому что мы знаем с детства, что делу время, потехе – час. У детей внутри такой установки нет, это приобретаемый и очень важный навык.
Что будет, если ребёнка не останавливать.
Во взрослой жизни ребёнок начинает сталкиваться с разными соблазнами, например, покурить в школе, выпить в компаниях. Когда-то наступит время, когда ребёнку, возможно, предложат опробовать травку и, если у ребёнка нет этого внутреннего стоп-сигнала «хорошего понемножку», то ребёнок может попасть в критическую ситуацию. Конечно, уже подросший ребёнок может пробовать делать что-то нарушающее, как все подростки, но имеющий навык останавливаться далеко не зайдёт. Это будет возможно, если у него есть внутренние границы дозволенного. И мы должны детей научить этому понятию границ, это детей защищает. Наша задача не оградить, чтобы он меньше удовольствия получил в жизни. Наша задача – защитить. Получать удовольствия, конечно, нужно, но в меру.