+7 (913) 922-99-22

Наша группа Вконтакте Наша группа в Instagram

Помощь психолога

Отношения

Воспитание

Зачатие

Беременность

Роды

... Вернуться назад

Игрушки по возрасту. "Малышня рулит"

0-3мес – безобъектная стадия. Формируется базовое доверие к миру, уверенность в себе. Важно удовлетворять элементарные потребности ребёнка: мыть, пеленать, качать, кормить, чтобы ребёнок был доволен и как можно меньше плакал. Основная задача матери в первые месяцы – избавить ребёнка от беспомощности. Удовлетворять потребности нужно в тот момент, когда они появились, не нужно ждать, когда ребёнок проорётся. Так как формируется базовое доверие к миру, мир должен откликаться сразу. 
Важны игры с телесным контактом: поглаживания, потягушки, массаж. Пойте колыбельные, рассказывайте прибаутки, потешки. С психологической точки зрения в народном фольклоре есть всё, что нужно знать малышу об окружающем мире, про границы, про тело, про отношения. 
Потягушки, порастушки, 
Поперек толстушки, 
В ножки - ходунюшки 
В ручки - хватунюшки, 
А в роток-говорок ( или зубок), 
А в головку - разумок! 
И ребёнок понимает, что сюда я расту, сюда толстею, эти штуки будут хватать, а эти ходить, а здесь в голове разум. Потешки есть практически на все случаи жизни: «Водичка, водичка, умой моё личико…», «Расти коса до пояса…» и др. Мама каждый раз приговаривает, а ребёнок постепенно узнаёт, где у него что, какое, для чего нужно. Не стесняйтесь петь и говорить потешки. Учите их! 
3-6мес – симбиотическая стадия, т.е стадия слияния мамы и ребёнка, когда формируется доверие и привязанность к маме, как к зеркалу. Если до этого ребёнку было по большому счёту всё равно, кто его носит на руках, лишь бы носили, кто его кормит, лишь бы кормили, то с 3-6 месяцев он уже идентифицирует мать. Мама начинает понимать плач ребёнка : это он замёрз, а это голодный, это хочет спать, это живот болит, а это хочет просто погулить, зовёт собеседника. 
Изначально у ребёнка есть два глобальных чувства- КОМФОРТ и ДИСКОМФОРТ. Ему либо всему плохо, либо всему хорошо. И это довольно трудно для ребёнка. Вместе с мамой ребёнок начинает разделять комфорт и дискомфорт на полутона. Ребёнок плачет, мама увидела, что малыш описался и говорит: «Мой хороший, описался, сейчас тебя переодену!" или «Мой маленький голодный, конечно. Так долго спал, проголодался, сейчас тебя накормлю!». Так ребенок потихоньку понимает, что это не глобальная катастрофа с ним случилась, а просто он мокрый (голодный). 
Если мать верно идентифицирует потребности младенца , то ДОВЕРИЕ формируется  и в 1,2-1,3 года, когда ребёнок на улице поднял мусор и попытался запихнуть это в рот, то мама говорит: «Фу, брось каку», и ребёнок, немного подумав, бросает, потому что доверяет маме, потому что раньше она правильно понимала его потребности, у них есть контакт. Это глобальная работа психики и показательные отношения с матерью, контакт, привязанность, доверие. 
А если мама неверно реагировала, трясла ребёнка (типа укачивала) когда он хотел гулить, пихала грудь, когда он хотел спать и пр., т.е делала все невпопад, не чувствовала, то ребёнок не доверяет, слушаться особо не будет, и прекрасно мусор запихает в рот.
Когда ребёнок только познаёт мир, очень важно быть эмоциональной, давать эмоциональные сигналы в речи: «Бу-бух, осторожно! Ой, горячо!». Есть мамы, которые стесняются или считают, что не надо сюсюкать и надо с ребёнком говорить сразу, как со взрослым! Ну, полный бред! Вы же, говоря со стариками, меняете речь? Говорите чуть громче и медленнее, верно? Так и тут. Нормально гримасничать, говорить детскими голосами, сюсюкать и пр. 
3-6 мес. Ребёнок начинает внимательно рассматривать лица людей, которые с ним говорят. Только в этом возрасте ребёнок будет улыбаться в ответ на улыбку всем: и тёте в лифте, и дворнику, и алкашам во дворе и друзьям, и близким. Это нормально для малышей, улыбка в ответ на улыбку. Поэтому деткам становятся интересны и игрушки с лицами. 
В этом периоде опасна гиперстимуляция ребёнка. Обычно к этому времени мамы устают сидеть дома и решают заняться развитием ребёнка. Ходят в бассейн, размахивают карточками Зайцева, занимаются «чтением с пелёнок» и всяческому раннему развитию. Зря, я за маникюр. Я придерживаюсь позиции, что всему своё время. Специально ребёнка не надо развивать! Ребёнок должен научиться играть с тем, что под носом, с тем, что доступно сейчас. Очень важна природа, просто травка, песок, водичка, позже пускание корабликов, лазание по деревьям и, в последнюю очередь, к 4-5-6 годам должен изучать буквы, всякие там современные причиндалы и пр.
Часто ранним развитием занимаются мамы-перфекционистки, которые не занимаются собой и решили ребёнку причинить добра. Это опасно, т.к. ребёнок маленький и ещё не может защититься, не может отказаться. Обычно больше всего от этого страдают первые дети. Вы можете ходить на кружки, но не ради результата: научиться считать или читать, а ради общения, ради того, чтобы подсмотреть, в какие игры можно играть с ребёнком, какие песенки выучить. Да и просто потусить, сменить обстановку, поиграть с новыми детками и игрушками тоже хорошо! 
В 3-6мес важно играть в игры на контакт с телом: «Ладушки», «Полетели, на головку сели…», в пальчиковые игры. Но не напирайте на что-то одно: не только пальчиковые игры или песенки, но и зарядку делайте, гуляйте, и в то же время песенки пойте. По мере своих сил делайте всё то, что вам самим больше нравится и интересно. Поищите своё! 
6-9мес – начинается стадия отделения. Ребёнок впервые понимает, что мама отдельная, и это вызывает страх. Представьте, что вы сейчас поймёте, что ваша правая рука самостоятельна, живёт своей жизнью, сама пальцами двигает и вообще ушла от вас, потому что вы её кремом редко мазали или маникюр не сделали. Так и ребёнок начинает осознавать отдельностью матери. У него появляется страх потерять маму. В этом возрасте лучше не начинать оставлять ребёнка (выйти на работу, на учёбу или на фитнес). Нужно сделать это или раньше, месяца в четыре, или попозже, потому что может заложиться страх, что мама не вернётся никогда. Чтобы избежать рыданий, мамы часто убегают по делам, не попрощавшись. ЭТО ПЛОХОЙ ВАРИАНТ. Ребёнок не понимает когда мама ушла, вернётся она вообще или нет? Из детей, которых так обманывали в детстве, вырастают взрослые, которые не умеют доверять и ждать. Сложнее всего тому, кто остаётся с ребёнком (папе, бабушке), поэтому они начинают быстренько выпроваживать: «Что за прощания придумали, только расстраиваете ребёнка». Но прощаться необходимо, махать рукой «до свидания», говорить, что вернётесь.
Даже если ребёнок рыдает, ваша задача выдерживать рыдания. В первый раз возвращаетесь через 15 мин, потом через полчаса, и ребёнок понимает, что мама возвращается, всё в порядке и будет спокойно отпускать вас и махать ручкой. Одно из самых важных правил в воспитании это НИКОГДА НЕ ВРАТЬ. 
В этом возрасте важны игрушки, которые проигрывают отделение: Ванька-встанька, игра в «ку-ку», когда мама то пропадает, то появляется. Дети могут играть в «ку-ку» очень долго и это для них важно. Дети любят выбрасывать игрушки из кроватки или коляски и наблюдать: долго ли падала, как грохнулось, с каким звуком? Для ребёнка это огромный процесс. Он выбрасывает игрушку с целью, чтобы она вернулась. Чуткая мама игрушку поднимает. Выкинул – подняла, выкинул – подняла. Ребёнок как бы спрашивает у мира: «Если что-то отделится, оно может вернуться?» Тем, что поднимает игрушку, мама отвечает: «Да, может, все хорошо». Пока ребёнок этой игрой заинтересован, нужно обязательно игрушку поднимать. Самое ужасное, что вы можете сделать в этом возрасте – это оставить ребёнка и отправиться в отпуск на неделю. Расстрел! 
9-14мес – начинается самое прекрасное время, это роман с окружающим миром, когда ребёнку уже стало примерно все понятно: где, что в доме лежит, куда надо ползти или идти, чтобы найти родных и кто и как себя ведёт. Все немного стало понятно и теперь самое время со всем этим тщательно взаимодействовать!  Он с удовольствием везде лазает, рассматривает, тянет, толкает, все берёт в рот. Чем больше вы разрешаете, тем более открытым вырастает ребёнок. Бывают такие люди, которые могут всю жизнь изучать новое, исследовать, могут работу поменять, могут в Индию жить уехать, потому что мир для них открыт, он прекрасен! А бывают такие люди, которые сидят на одной работе, всю жизнь живут в своём маленьком пыльном городе, считают, что все вокруг злодеи и боятся что-либо изменить. Это закладывается в раннем детстве! Именно в возрасте 9-14мес формируется инициатива или пассивность. Ребёнок ползает по дому, а мама, улыбаясь, всё разрешает, следит только за безопасностью. Что опасного в том, что ребёнок вытащит постельное бельё из шкафа, будет перебирать диски, книжки, обувь рассмотрит ну и все оближет естественно? Ничего! Всё, что вам жалко, спрячьте, уберите подальше. Остальное пусть будет в доступе. Задача ребёнка в этом возрасте: шуметь, разбрасывать, рвать, катать. Это норма возраста! 
Хорошие мамы много гуляют, показывают, что травку можно рвать, цветочки нюхать, камушки бросать и не трясутся, если ребёнок запихал в рот песок, не устраивают после этого промывание желудка. Наши мамы часто паникуют: кошек чужих не трогать, к собакам не подходить, камни в рот запихал – сразу умрёшь, лучше сидеть в манеже и играть с двумя погремушками. Важно понять, что спокойный ребёнок вовсе не равно здоровый ребёнок. Поэтому ползайте с ребёнком на четвереньках, посмотрите, как это здорово сидеть под скатертью, как прикольно отковыривать липкую бирку от игрушки, как здорово размазать грушу по столу! А как прекрасно танцевать без трусов на столе просто молчу)) 
Многие были этого лишены и во взрослом возрасте доигрывают в это с удовольствием!   Так что расслабляемся, дорогие друзья, и даём деткам много свободы и побольше природы!  

Анастасия Габец

... Вернуться назад