Помощь психолога
Отношения
Воспитание
Зачатие
Беременность
Роды
Отношения со временем |
Отношение ко времени у детей кардинально отличается от отношения ко времени у взрослых. Когда ребёнок в удовольствии, время для него летит незаметно. У взрослых так бывает крайне редко, только когда происходит что-то исключительно интересное, или влюбились, например, а теперь часов не наблюдаете. Вы попросили ребёнка съесть только одну конфету, приходите через 15 минут, а он весь кулёк съел. Как так получилось? А вот так незаметно: смотрел мультик, увлёкся и все конфеты скушал. Ребёнок не врёт, это действительно происходит само собой, он не может это контролировать. И наоборот, время в неудовольствии замедляется. Когда, например, нельзя бегать, нужно сидеть и ждать приёма у стоматолога, а к этому ещё добавляются неприятные воспоминания от предыдущего приёма, ребёнку кажется, что время тянется бесконечно.
Нужно понимать эти особенности, чтобы не повторять в сотый раз: «Сиди, лежи, не дрыгайся». Это невыносимо для ребёнка. Поэтому мама, которая идёт с ребёнком в поликлинику и понимает, что это для него каторга, берёт с собой книжки, раскраски, пюрешку, iPad, ходит по коридору, разглядывает кабинеты. Мама понимает, что ребёнка нужно развлекать.
И наоборот, когда ребёнок с восторгом смотрит мультики, а мама резко выключает со словами: «Можно только два мультика в день». Это не щадит его чувств. Представьте, что вы долго работали без отпуска и выходных, устали, измаялись, а вам говорят: «Мы отправляем вас на море, но только на две минуты». И вы оказались на море, только прислушались к шуму волн, удобно разлеглись, а вас возвращают обратно. Да, вас предупредили, но чувство разочарования останется с вами. Так и с ребёнком, когда удовольствие заканчивается, стоит быть рядом, поддержать: «Конечно, обидно, но надо заканчивать», - отвлечь, подержать на руках, пошептать. Если вам чрезвычайно важно, чтобы это было только два мультика, то вы подходите в середине второго, включаетесь: «О, какой Лунтик весёлый», а в конце: «И жили все долго и счастливо», - и мягко отвлекаете: «А пойдём на кухню, будем тесто месить. Ты будешь чай или компот?». Помогаете ребёнку перейти из одного мира удовольствий в другой.
Так же можно заканчивать прогулки или лазилки. Поймите ребёнка, удовольствие есть сейчас, а когда оно закончится, нужно будет делать какие-нибудь противные вещи: руки мыть, шапку надевать, идти на мороз. Наша задача помочь ребёнку построить мостик от одного удовольствия к другому, разделяя его печаль и помогая пережить неудовольствие: «Ой, шапка какая противная. Одежды нужно так много надевать. Сама эту дублёнку не люблю тяжёлую. Но ты знаешь, на улице выпал снежок. Давай я тебе покажу, как можно сделать такие следы, как будто трактор проехал. А кто первый соберётся?» Вы таким образом ребёнка переключаете. «Помнишь, ты купаться хотел? Сейчас придём, я тебе в ванной стаканчики разноцветные дам. Думаешь, они тебе пригодятся?» Ребёнок ещё в песочнице стоит, а вы этими стаканчиками уже перенесли его в ванну, создали мостик из удовольствий. И тогда не нужно занудно повторять: «Пошли домой, у меня ноги замёрзли. Сколько можно? Каждый раз одно и то же».
Кроме этого, для ребёнка долго не существует будущего времени. Например, вы объясняете, что прививка нужна, чтобы в будущем не болеть. А в будущем это когда? Непонятно. Поэтому, если вы предупредили ребёнка о походе к врачу сильно заранее, то чем здоровее ребёнок, тем дальше от поликлиники он будет выдавать реакцию сопротивления. Будет плохо спать, описается, утром станет скандалить, по дороге сосчитает всех воробьёв. Как правильно предупредить о прививке, если будущего не существует? Если это малыш до года, то вы несёте его в поликлинику, а перед входом к врачу объясняете, что тётя сделает укол в попу, я тебя буду держать на руках, возможно, это будет больно, но я тебя пожалею, а потом мы гулять пойдём. Если ребёнок постарше, то идёте в булочную или за молоком, заворачиваете в поликлинику, ребёнок спрашивает зачем? И вы отвечаете, что нужно зайти к доктору, он сделает прививку и дальше то же самое: «Я буду с тобой, если будет больно, пожалею, а потом с горки пойдём кататься». Разделяйте чувства ребёнка и помогайте заглянуть в следующее удовольствие.
Относитесь к тому, как чувствует ребёнок время с пониманием, и вы сэкономите на носовых платках и увидите больше улыбок.