Помощь психолога
Отношения
Воспитание
Зачатие
Беременность
Роды
Удовольствие от результата |
Часто встречаю родителей, которые жалуются: "Пока не скажешь сто раз, он ничего не сделает!". Это дети, которым действительно надо много раз повторять и контролировать их, стоять над душой. Причины у этого бывают разные: привлечение внимания, рассеянность, скрытая агрессия, ребёнок может где-то вечно витать из-за травматичных переживаний. Со всем этим нужно разбираться, но сегодня я бы хотела обсудить с вами самую распространенную причину, почему дети так делают. Они не знают радости от результата. Да, что там дети, многие взрослые могут бесконечно тянуть с каким-то делом, делать в час по чайной ложке, бесконечно откладывая на потом. В бизнес среде таких людей называют процессники, те, кто получает удовольствие от процесса. Я бы с этим поспорила конечно, не всегда это так, но сейчас мы о детях. Дети не то, что не доводят дело до конца, получая якобы удовольствие от процесса, им просто это все не интересно и скучно. Делать уроки, заправлять постель, убирать игрушки - скукота. И родители здесь делают ошибку в том, что ставят акцент, часто сердитый акцент, на самом процессе. Ходят хвостом за ребёнком и зудят одно и тоже. А надо поменять тактику! Перенести точку внимания и много "пряников", т.е похвалы на результат. Это как у спортсменов, никто им не говорит, что надо бежать и бежать, им важен результат!
Так и с детьми, попробуйте свою точку внимания, всю энергию, все слова хорошие приберечь на результат. Это не значит, что надо сидеть и ждать, когда ребёнок что-то вымучает до конца сам, а у многих этого не будет никогда, если просто ждать, это значит, что мы поддерживаем ребёнка в процессе, всё время рассказывая про то, как будет круто, если он все-таки добьётся результата сам! Например, делаете уроки вечно-бесконечно по 2-3 часа с руганью и скандалами - если не сдерживаться, и вашей головной болью или напряжением - если сдерживаться. Сделайте по-другому! В приподнятом настроении сообщите ребёнку, что сегодня вы не можете себе позволить 3 часа делать домашку, так как хотели бы с ним...( пойти на каток, поиграть в лото, рисовать плакат несуществующего животного на ватмане и пр) и поэтому сегодняшние уроки надо сделать быстро! Час, максимум - полтора! "Соберись, котик мой, и давай быстренько всё сделаем, ты будешь герой по скоростному выполнению домашки и бегом на каток!", - говорите вы с сияющими глазами. Нам сегодня нужно поработать на результат! Пока ребёнок делает, помогаете, если нужно и поддерживаете, все время перенося его внимание на результат, и то, что он будет вообще супер молодец! Внимание на результат сделанного домашнего задания, а не на "плюшки" в виде катка (рисования, лото и пр)! Это просто приятный бонус, всегда же вы не будете польку-бабочку танцевать с пряниками, чтобы он что-то сделал. Поэтому закрепляем внимание на "ты будешь супер молодец, если будет результат!".
Моя мама в детстве знала, что я могу быстро убрать весь дом, пройтись с поверхностной уборкой, прибрать разбросанные вещи, и внешне будет порядок. Я как-то, несмотря на небольшой возраст, правда могла хорошо и быстро убраться. Так вот, мама мне говорила: "Настенька, ты же у нас умница-голубушка, только ты так можешь чик-чик и порядок! Пожалуйста, наведи красоту!" Я закатывала глаза в потолок, делала вид будто я недовольна, а сама кайфовала от того, что это только я могу! Я одна такая, умница-голубушка! И быстро делала. Процесс можно делать вместе, кропотливо, поддерживающе, но в конце все восторги, фейерверки и медаль на пузо должна достаться маленькому герою! Учите ребёнка кайфу от результата, в процессе только работает поддержка и помощь, присоединение, участие. Если ребёнку трудно и путь до результата кажется огромным, разделите путь на зоны и дробно ведите его к результату.
Рассказывайте вдохновляющие истории про то, как кто-то (сказочный герой или вы сами) шли, шли и дошли. Делали, делали и доделали. Акцентируйте момент завершения как самый главный, ключевой, долгожданный. Если ребёнок любит, то потом много хвалите его перед другими! "Папа, представляешь, сегодня наш ребёнок был какой молодец!" И в этой похвале тоже делайте акцент на результате. Дети обычно это хорошо запоминают, любят и в другие разы им легче справляться с трудностями, помятуя похвалу, и добиваться результата! Ну и я молчу уже про то, какое это важное качество для жизни в будущем!
P.S Как у вас с результатами обстоят дела? И как у ваших детей?