+7 (913) 922-99-22

Наша группа Вконтакте Наша группа в Instagram

Помощь психолога

Отношения

Воспитание

Зачатие

Беременность

Роды

... Вернуться назад

Манипуляторы

    "Вы знаете, Анастасия, вот Вы конечно пишете, что ребёнок в 1.5-2 года не способен на манипуляции, но наш прямо вот видно, что специально делает! Сделает что-то, что ему нельзя и специально выглядывает и смотрит! Талантливый чудо-ребёнок! Вот как это?" 
     Когда нам не хватает знаний про ребёнка, понимания его и, если хотите, моего любимого глубокого чувствования, то мы награждаем детей взрослыми качествами. Например, одно из часто встречаемых взрослых качеств - это манипуляция. Википедия. "Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными". 
     Чтобы совершить манипуляцию, ребёнку нужно, во-первых, иметь развитые мозги. Отделы мозга, способные обработать такое действие, созревают к 7-ми годам. А во-вторых, ребенок должен этому у кого-то научиться! Дети же великие повторюши! Если у ребёнка мама сама "хитрая лиса", вечно присочиняет, выкручивается и манипулирует, то конечно ребёнок к 7-ми годам талантливый манипулятор. 
     Родители малышей 1.5-3 года называют действия детей манипуляцией опрометчиво. Это неправильное определение, точнее, это излишнее награждение маленького существа взрослыми качествами. Дети этого возраста могут очень сильно выпрашивать вашего тонкого (!) внимания. Что значит тонкого? Это значит, что они делают как будто бы одно, а чувствуют и хотят другого. Почему? Они ещё МАЛЕНЬКИЕ, просто маленькие и это очень многое обьясняет. Не научились они ещё понимать свои чувства, одевать их в слова и правильно/точно выражать, доносить до родителя. Это сложно для них. На любом этапе этого сложного для ребёнка действия они могут ошибиться. 
     Например, моему ребёнку 2.3, утро выходного дня, всё прекрасно, мама рядом. Он крутится рядом, потом подходит и начинает меня бить с сердитым лицом. Пару раз стукнул и смотрит на меня исподлобья сердитый, но с надеждой. Надеждой на то,что я пойму что с ним! Вариант "А", сказать ему: "драться не хорошо!", грозно вопрошать: "зачем ты бьешь маму, что тебе нужно?" Вариант "Б" - начать отвлекать и подумать "ой, ребёнку не хватает внимания!" и начать играть с ним. Вариант "С" - постараться понять его, хотя бы предположить, пораскинуть чуткостью и мозгами, на то мы и взрослые! 
     Так как я ничем не была занята и знаю своего маленького драчуна, я понимала, что он шёл, шёл, в своём процессе, что-то там думал, ему чего-то там захотелось и он понял, что объяснить, сказать он этого ещё не сможет и рассердился. А тут я сижу! Конечно, он поделился с мамой своими тяжёлыми чувствами невозможности выразить/попросить/осуществить все, что ему пришло в голову. Я его погладила и говорю по-доброму: "Не надо драться, что ты хотел?" Я открыто показываю свою готовность его понять и ему помочь. Он сменяет сердитое лицо на озабоченное и с надеждой мне говорит: "ууучка!" Я: "Уучка? Ручка?" Он: "Нет!,- продолжает:-уучка, уучка!" Я снова: "Ручка? Что ты хочешь, сына? Что такое "уучка"? Я не пойму?" Но я рядом, я никуда не ухожу, я продолжаю его стараться понять. Мои мозги перебирают, что бы могло означать "ууучка"! Наконец, мой взгляд падает на малюсенький свисток для кряканья из резиновой желтой уточки и я с надеждой восклицаю: "Уточка!?" Сын довольно и с облегчением кивает.
     Он играл, увидел эту маленькую штучку от резиновой уточки, вспомнил про неё, конечно же захотел ею поиграть, понял, что не знает, как это всё мне объяснить и показать, расстроился и стал меня бить. А так, со стороны можно было бы сказать, что он и драчун, и кризисный возраст у него и вообще манипулирует! И понятно, что не всегда так все заканчивается хорошо, не всегда есть свободное время и ресурс гадать, что же пришло в голову этим маленьким обезьянкам.
Но! Показать ребёнку свою заинтересованность или выразить сочувствие того, что вы сейчас не понимаете или у вас нет времени разобраться с его вопросами, но вы всё равно любите - это важно! Говорите почаще этим псевдоманипуляторам фразы типа: "я с тобой, давай...как ты хочешь?", "я хочу тебя понять!", "покажи ещё!", "мой маленький, к сожалению, я не могу понять, что ты хочешь, мне жаль!", "давай вот это возьмём?! ( и переключаете)", "ты молодец!", "говори, говори, как ты хочешь!" Но самое главное - это все же почаще показывать свою открытую заинтересованность и желание понять ребёнка! 
    

Анастасия Габец

... Вернуться назад